Задача антифриза – обеспечить отток тепла от мотора, поддерживая таким образом его температурный режим. Поэтому основными свойствами являются низкий порог температуры замерзания и высокий порог температуры закипания. Специальный насос обеспечивает циркуляцию антифриза внутри контура охлаждения. Горячая жидкость поступает в радиатор, где в пористых ячейках охлаждается воздухом и далее обратно поступает в двигатель. Для максимального охлаждения используется электрический вентилятор, установленный за радиатором. Специальное устройство – термостат – обеспечивает переключение с малого на большой контуры охлаждения для более тщательного охлаждения.
Выбор марки охлаждающей жидкости зависит от характеристик сплавов, из которых изготовлен двигатель. Производители автомобилей маркируют двигатели соответствующим обозначением и записью в инструкции по эксплуатации. По международной классификации антифризы подразделяются на G11 (зелёного цвета и недолгим сроком эксплуатации), G12 (красного цвета и продолжительным сроком эксплуатации), G13 (жёлтого цвета и продолжительным сроком эксплуатации, наименее токсичны). Смешивать жидкости запрещается, за редким исключением, в виду различных физических свойств.
Они также содержат дополнительные присадки для уменьшения внутренней коррозии двигателя, создавая защитную плёнку на стенках. Присадки препятствуют формированию пузырьков в жидкости, что способствует снижению роста избыточного давления в контуре охлаждения и положительно сказывается на сроке службы насоса и прочих элементах системы охлаждения. Для защиты от окисления контура имеются присадки для антивспенивания антифриза. Наличие силикатов в составе нежелательно. В результате нагрева они изменяют свои свойства, становясь гелеобразными отложениями, и нарушается циркуляция жидкости внутри системы охлаждения.
Количество заливаемой жидкости зависит от объёма двигателя. Так, для легкового автомобиля средней мощности оно составляет несколько литров. Существуют также цветовые оттенки, которые отражают количество дополнительных компонентов.
Антифризы продаются в пластмассовых контейнерах с откручиваемой крышкой. На них указывается применимость данного состава и его свойства.
Например:
- рабочий диапазон температур: -45 – +124 °С;
- соответствие требованиям по производству автотранспорта, общераспространённым стандартам ASTM и SAE;
- компоненты: этиленгликоль, карбоксилаты, дистиллированная вода, комплекс присадок в виде фосфатов, нитратов и т. д.;
- возможность смешивания с другими марками;
- рекомендации для конкретных моделей, условий эксплуатации;
- рекомендуемый срок годности;
- рекламная информация;
- адрес производства.
Карбоксилатные антифризы содержат органические кислоты, способные защищать те участки, где образуется коррозия. Режим работы системы охлаждения практически не изменяется. Часто название соответствует марке автомобиля. Подобная продукция относится к оригинальной заменяемой жидкости. Имеется прозрачная линейка для указания оставшегося объёма.
Стоимость 1–1,5 литрового контейнера общераспространённых марок варьируется в пределах 300–500 рублей. Часто можно встретить более дешёвый аналог «Тосол», похожий по составу на антифриз, но содержащий иные присадки. Они хуже защищают двигатель. Это так называемые силикатные антифризы. В их составе имеются неорганические кислоты, фосфаты, нитраты, нитриты и много других компонентов. В виду низкой теплопроводности возможен перегрев двигателя. «Тосол» использовался в автомобилях более ранних годов выпуска.
В настоящее время требования к охлаждающим жидкостям прописаны в международных стандартах. Общераспространёнными являются ASTM, переводимая как “Американское Общество по Испытанию Материалов ” и SAE, переводимая как “Общество Автомобильных Инженеров”. Они регламентируют свойства спецжидкости по их основным компонентам и условиям эксплуатации. В частности, для легковых автомобилей, грузовых различной массы, этот показатель близок к максимальному.
Антифризы можно использовать и в иных механизмах, где необходимо обеспечить охлаждение. В промышленных установках имеются контуры, работа которых обеспечивает выполнение данной задачи. Через специальные трубы под высоким давлением состав подаётся в силовые установки, которыми являются топливные двигатели, и далее обеспечивается теплообмен. Возможно использование антифриза в системах теплоснабжения, например, в пассажирских вагонах. Актуальной остаётся проблема высокой токсичности входящих в его состав компонентов.