Отменит ли Госдума транспортный налог?

Депутаты Госдумы снова предлагают с 2021 года отменить транспортный налог.
Отменит ли Госдума транспортный налог?

Депутаты Госдумы снова предлагают с 2021 года отменить транспортный налог. Причем законопроектов сейчас сразу два: от фракции ЛДПР и от «Единой России». Как на этот раз сложится судьба одного из самых одиозных российских налогов? Рассмотрим проекты внимательнее.

Транспортный налог: хорошо не забытое старое

По сути, транспортный налог – плата за пользование инфраструктурой, созданной на бюджетные средства. Согласно ст. 358 Налогового кодекса, его платят владельцы любых транспортных средств с двигателем, зарегистрированных в РФ. При этом не важно, насколько активно владелец пользуется дорожной сетью: есть транспорт – плати! Несправедливость какая-то.
Ее-то перед самыми выборами и решили исправить авторы законопроектов сразу двух фракций: В.Власов (ЛДПР) и А.Барышев («Единая Россия»). Суть предложений довольно близка: налог отменить. Разница в деталях: В.Власов предлагает освободить от него владельцев маломощных бюджетных авто, а А.Барышев – отменить его для всех, компенсировав выпадающие доходы ростом акциза на топливо. Тогда основные расходы понесут владельцы, активно эксплуатирующие транспорт. Кто ездит – тот и платит.
Правда, есть один нюанс: несколько лет назад именно эта идея легла в основу очередного повышения топливных акцизов. Вот только цены на горючее подняли, а транспортный налог отменить как-то забыли. Бывает.

Сюжеты и бюджеты

За отмену налога - автовладельцы и здравый смысл. Против – Минфин и Минтранс: налог относится к региональным, и составляет существенную часть дорожных фондов. Потерю почти 100 млрд. руб. в год они просто не вынесут.
С другой стороны, идея поднять цены на топливо может примирить оба ведомства с отменой налога. Дорогих машин с высокой ставкой налога мало, да и те чаще стоят на стоянке. А вот маломощных авто с минимальной ставкой много, тратят горючее на поездки они довольно активно, и покупают его водители там, где живут. Да и собираемость возрастет: в отличие от налога, уклониться от оплаты на заправке вряд ли удастся. Так что доходы региональных бюджетов могут даже увеличиться.

Из чего складывается транспортный налог

Общую сумму к уплате определяет налоговая. Параметры такие: налоговая база (мощность двигателя в л.с.), налоговая ставка (стоимость 1 л.с.), сколько месяцев в году собственник владел транспортом, и повышающий коэффициент на автомобили ценой более 3 млн. руб. Заплатить налог за 2019 г надо до 1 декабря 2020 г. Регионы могут устанавливать льготы – например, инвалидам, многодетным семьям и т.д. Но для их учета надо подавать заявление в налоговую: нет заявления – нет и льгот.

Что в итоге?

По мнению зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике В. Гутенева, даже если проект одобрят, процесс будет долгим. Придется учесть интересы всех сторон, и не допустить роста цен на другие товары.
Кстати, 3 сентября Госдума уже отклонила законопроект ЛДПР. Как отнесутся законотворцы к варианту «Единой России»? Поживем – увидим…