Под конец года МВД дает зеленый свет запуску доработанной единой автоматизированной информационной системы технического осмотра автомобилей (ЕАИСТО). А вместе с ней – новому регламенту прохождения техосмотра. Хотя заработает он лишь с весны 2021 года, но проанализировать это решение и подготовиться к его последствиям стоит уже сейчас.
Единая система ТО: от тестового режима к запуску
Строго говоря, государство в лице МВД никогда не делало тайны из того, что существующий порядок техосмотра ему не нравится. Получение диагностической карты давно превратилось в пустую формальность - по данным статистики, более 80% автовладельцев покупали ее, даже не заезжая на СТО.
Однако переломить ситуацию не получалось именно из-за несовершенства системы учета: проконтролировать факт посещения сервиса и проведения осмотра было невозможно. Искоренить саму возможность фальсификации и была призвана система ЕАИСТО, на модернизацию которой в апреле 2020 года было выделено 80 миллионов рублей.
Хотя по действующему закону о ТО система была запущена еще в 2012 году, работала она лишь в тестовом режиме: мошенники быстро нашли слабые места и научились выписывать диагностические карты в обход программы. При этом штрафы за нарушения можно было игнорировать – в юридическом поле ЕАИСТО не существует до сих пор.
Однако МВД уведомило, что приказ о введении в эксплуатацию ЕАИСТО вступает в силу уже с 1 марта 2021 года. Иначе говоря, крупномасштабная реформа ТО начинается.
Новый регламент прохождения техосмотра
Новый регламент предусматривает обязательную фотофиксацию и регистрацию техосмотра в единой электронной базе. Сделать это сможет лишь авторизованный специалист и СТО при помощи усиленной электронной подписи. Чтобы распознать марку, цвет и госномер машины, на фото должна быть видна ее передняя часть. С момента внесения первой фотографии автомобиля и до снимка выезда с поста система будет контролировать процесс онлайн: при нарушении правил продолжить осмотр будет невозможно.
Внесут в систему и координаты авто – на момент техосмотра они должны совпадать с координатами авторизованного сервисного центра. Искусственный интеллект будет сверять даже количество осмотренных транспортных средств и технические возможности сервиса, указанные в базе Российского союза автостраховщиков. Допустимое превышение – максимум 5%. Данные внесут в электронную диагностическую карту и будут бережно хранить на сервере.
Во сколько обойдется диагностическая карта?
Остались частности – определить стоимость новой процедуры. Нынешние тарифы государство давно не устраивают, поэтому Минэкономразвития и ФАС готовят свои методики расчета. Мнение самих операторов техосмотра скорее совещательное: решать будут два тяжеловеса – и скорее всего, договорятся.
Зато в вопросе ответственности полное единодушие. Наказывать будут аккредитованные СТО за выдачу диагностической карты без проведения техосмотра, неаккредитованные СТО, выдавшие диагностическую карту – за незаконное предпринимательство, водителей, диагностическая карта которых не внесена в ЕАИСТО, а также водителей, сознательно прошедших техосмотр в неаккредитованном сервисе, за приобретение «заведомо поддельного документа» (ч.3 ст. 327 УК РФ). Правда, новые штрафы вступят в силу лишь в марте 2022 года.
Какие выводы? Будем надеяться, что всех нас ждет счастье: неисправные машины исчезнут с дорог. «А что такое счастье, каждый понимал по-своему…»