Авторами нововведения выступили автодилеры из ассоциации РОАД. По статистике, у каждой четвертой подержанной машины в продаже показания одометра искажены. На данный момент наказать продавца за это почти невозможно.
Статья КоАП недостаточно защищает покупателей
Теоретически, случай скрутки показаний одометра подпадает под действие части 1 статьи КоАП 7.27.1. Она называется «Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния». Минимальный штраф — 5000 рублей, максимальный — пятикратная стоимость причиненного ущерба.
Важно: Модели премиальных брендов часто остаются внешне привлекательны даже при большом пробеге, поэтому перекупщики охотно берут их в автосалонах и затем, скрутив пробег, перепродают дороже на 25-30%.
Главное препятствие для справедливого наказания мошенников заключается в сложности применения статьи. Доказать, что факт сокрытия информации был и именно он стал причиной повреждения авто, достаточно трудно. Чтобы возместить ущерб, надо подать жалобу в Роспотребнадзор, выиграть суд (потратившись на экспертизу и адвоката) и добиться взыскания, минуя разнообразные бюрократические преграды.
Как остановить скрутку пробега?
Глава РОАД Вячеслав Зубарев считает, что в КоАП надо ввести новую, более точную статью. Наказание за скручивание пробега надо увеличить в несколько раз. Штраф должен быть пропорционален нанесенному вреду. Также размер возмещения можно связать с продажной ценой подержанного автомобиля.
Более того, некоторые эксперты считают, что такие действия продавца подпадают под головную статью о мошенничестве. Ведь главная цель продавца машины — необоснованно завысить его стоимость. Однако различные базы данных позволяют с высокой точностью установить реальный пробег машины.
Сданные на продажу в автосалон автомобили проходят предпродажную проверку и подготовку. Автодилер уточняет данные, поэтому здесь вероятность быть обманутым гораздо ниже. Однако японские и корейские иномарки проверить сложнее из-за технических особенностей блоков информации.
Создание единого реестра ТО и ремонтов в официальных автосервисах— еще один способ пресечения мошеннической практики.