Водители не смогут обмануть новые камеры наблюдения

Техника станет отслеживать скорость и траекторию человека на переходе, оценивать возможную угрозу от машин и выписывать штрафы.
Водители не смогут обмануть новые камеры наблюдения

Новые камеры видеофотофиксации уже работают в Москве, Новосибирске, Ульяновске и еще некоторых крупных городах. Если люди при виде движущегося автомобиля находятся на переходе и вынуждены ускориться или вернуться на тротуар, то водитель получит штраф. На основе данных с камер будут оценивать возможную угрозу и приравнивать ее к нарушению ПДД. Опротестовать такой штраф будет очень сложно.

Принцип работы камер

Контролем установки видеокамер занимается Госавтоинспекция. Специальные комплексы, запрограммированные на контроль непропуска пешеходов на обозначенных переходах, будут размещать в потенциально опасных местах. Такими считаются дороги, где уже зафиксирована высокая аварийность, ранее случались наезды на пешеходов.

Важно: По статье 12.18 КоАП люди, переходящие дорогу по пешеходному переходу имеют преимущество перед транспортными средствами. Водитель обязан предоставить им дорогу. Нарушение этого правила подлежит административному наказанию, штраф — ₽1500-2500. По видеоматериалам нарушением считается случай, когда водитель своими действиями нарушил намерения пешехода перейти дорогу. Это положение сразу вызывает вопросы у правозащитников. Например, человек, увидев одинокую машину, решает ее пропустить. Как оценить такой случай? Сможет ли камера зафиксировать, что это решение было добровольным или водитель получит незаслуженный штраф?

Позиция Верховного суда

Судьи в оценке дорожной обстановки твердо стоят на стороне пешеходов. Согласно позиции ВС, предполагаемые траектории человека и автомобиля в рамках нерегулируемого пешеходного перехода не должны пересекаться. Оценить такую ситуацию достаточно сложно, так как необходимо учитывать временной фактор.

Водители часто жалуются на поведение пешеходов. Они могут передумать, неправильно оценивают расстояние до машины, могут испугаться резких звуков. Невозможно полностью исключить случаи, когда человек споткнулся, случайно выронил сумку, обходил лужу на дороге.

Возможности техники фотовидеофиксации также пока ограничены. В частности, на дорогах с несколькими полосами камера фиксирует нарушение, даже если авто движется по противоположной стороне. Пешеход должен сначала перейти свою часть дороги, поэтому пересечься с машиной он явно не успевает. Камера не учитывает это обстоятельство и штраф назначается автоматически. Отменить его можно, но собрать доказательства правоты водителя сложно.

Решение проблемы

Производители камер фотовидеофиксации предлагают решить существующую проблему с помощью нейросетей. Как утверждает Сергей Ласкин, генеральный директор компании «Астралаб» (разработчик дорожной видеотехники), необходимое программное обеспечение разработано и уже проходит испытания.

Часто ошибки возникают из-за настроек камер. Они или слишком подробно фиксируют ситуацию, реагируя на пролетающих птиц, или оказываются нечувствительны. Нейросеть будет определять сигнатуру пешехода — отличать его от других объектов (птиц, вещей, тени). Далее система будет просчитывать траекторию движения человека, определять находящиеся вблизи машины.

Далее камера фиксирует авто, запоминает госномер, оценивает его трек — скорость и траекторию. Нейросеть анализирует поведение объектов, определяет пересекаются ли их траектории.

Часть функционала камер применяется уже давно. Это алгоритм оценки скорости автомобилей. Для пешехода будет учитываться изменение характера его движения — ускорение или остановка. Главная задача новых камер фотовидеофиксации — собрать доказательную базу нарушений. Во многих случаях установка такого оборудования действует профилактически. Автовладельцы начинают вести себя в пределах пешеходных переходов дисциплинированно, количество нарушений ПДД снижается.