В преддверии зимы вопрос выбора зимних шин становится особенно острым. Ведь от покупки зачастую зависит не только
сохранность автомобиля, но и человеческая жизнь! Так что лучше подойти к вопросу со знанием дела. О важных аспектах
выбора зимних покрышек и расскажет эта небольшая статья.
Кодекс РФ об административных правонарушениях пополнился статьями, которые начнут действовать в 2021 г. При этом
статьи для ГИБДД выделяются особенно высокими денежными штрафами.
Просто о сложном: отличия зимних шин
Эластичность резины шин важна не только для комфорта, но и для хорошего сцепления с дорожным покрытием. Но при
снижении температуры резина стремительно «деревенеет»: увеличивается вероятность заноса, растет тормозной путь,
ухудшается управляемость и динамика. Добавьте к этому снег, лед, мокрый асфальт или вязкую кашу под колесами – и вот
вам «день жестянщика»!
Повысить безопасность вождения зимой можно по-разному: сделать резиновую смесь более мягкой, а значит, более
эластичной, максимально отвести из-под пятна контакта воду и мокрый снег, и поставить шипы для улучшения сцепления с
дорогой. Беда в том, что объединить эти способы не получается. Поэтому для разных условий выпускают разные типы шин:
шипованные и фрикционные, без шипов. Они, в свою очередь, делятся на шины европейского и скандинавского типа
(нордические, или арктические). У каждого типа свои преимущества, недостатки и особенности поведения на разных типах
дорог.
Шипованные шины
Этот тип шин наиболее безопасен и сбалансирован, если под колесами лед или укатанный снег. Шины отлично «держат
дорогу», в том числе в поворотах и при торможении: тормозной путь у них почти на треть короче других! Да и разгон на
них в 1,5-2 раза эффективнее. Это особенно важно при езде по пересеченной местности: тронуться на обледеневший
подъем без шипов – нелегкая задача. Возможно, именно поэтому более 70% российских автовладельцев зимой ездят на
«шиповке».
Однако есть у нее и минусы. На чистом асфальте эффективность шипов резко падает – такая резина более склонна к
заносам, и существенно увеличивает тормозной путь. А случись увязнуть в глубоком снегу или в грязи – и шиповка
быстро закопает машину по самое брюхо. Это самый шумный и быстро изнашивающийся тип шин, к тому же на нем больше
расход топлива. А разбивает асфальт он так легко, что в ряде европейских стран шипы запрещены законом.
Однако если за бортом от 0 до -12 градусов, а ездить приходится по загородным трассам, сельской местности и
неровному ландшафту, альтернативы им, по сути, нет. Важно только грамотно обкатать их перед нагрузками: первые 1000
км не разгоняться быстрее 80 км/ч и избегать резких торможений.
Скандинавские шины
Их у нас еще называют «липучками». Их задача – обеспечить наилучшее сцепление на дороге, покрытой льдом
или снежной коркой при морозах от -12-15 градусов и ниже. Отличить их можно по рисунку протектора: нечасто
расположенные шашки в виде прямоугольников или ромбов легко взламывают снег и лед и хорошо самоочищаются. А так как
отводить воду им практически не нужно, канавок на протекторе немного. Это самый мягкий тип шин, он дает хорошую
безопасность и комфорт в любых дорожных условиях. Неплохо тормозят и разгоняются на льду, снегу и чистом асфальте,
менее других склонны к заносам.
Из минусов – мягкая резина не любит высоких температур, и быстро изнашивается даже при небольших оттепелях. Поэтому
чтобы она прослужила подольше, ставить ее надо как можно позже, а менять на летнюю – одним из первых.
Резина скандинавского типа – достойный выбор для езды по заснеженным и обледеневшим городским дорогам и загородным
трассам при любой погоде. Преимущества ее тем ярче, чем сильнее мороз.
Шины европейского типа
Их стихия – максимальное сцепление с мокрой дорогой. Лужи, мокрый снег и вязкое месиво – не проблема
для протектора с глубоким диагональным рисунком, множеством водоотводных каналов и выраженными грунтозацепами по
краю. На таких шинах автомобиль прекрасно управляется и тормозит на сухом и мокром асфальте при температуре от -5 до
+5 градусов. Это самый твердый тип зимней резины, ему не так страшна высокая температура, поэтому переобуваться
можно одним из первых в городе. Очень долговечна и почти не шумит при езде – на сухом асфальте она даже тише летней!
А вот при морозах «европейка» быстро дубеет, плохо держит дорогу, да и в сугробы на ней лучше не соваться. И если на
снегу она тормозит более-менее сносно (хоть и хуже других), то на лед на ней выезжать просто опасно!
И какие шины купить в итоге?
Выбор резины сильно зависит от условий эксплуатации.
- Для мягкого климата и больших городов с редким выездом на трассу подойдет европейский тип фрикционной резины.
- Для укатанного снега и сильных морозов – скандинавский.
- Гололед и сложный рельеф склоняют чашу весов в сторону шипованных шин.
Но в любом случае, перед покупкой хорошо изучите характеристики выбранной модели. Благо, основные знания о резине у вас теперь есть!