Ожидать ли наказания за высокую среднюю скорость на трассе?

Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» поднимает вопрос о необходимости административной ответственности за гонки по трассе. Предлагается штрафовать водителей за превышение разрешенной средней скорости на длинных участках дорог. Проект закона находится в стадии разработки.
Ожидать ли наказания за высокую среднюю скорость на трассе?

Проблемы определения правонарушения по скорости

Понятие средней скорости планируется закрепить в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Нововведение откладывается из-за особенностей правоприменительной практики. На данный момент Верховный суд находит обоснование подобного правонарушения достаточно шатким и часто встает на сторону нарушителей.

Важно: Постановления суда о взыскании штрафа за допущенное превышение средней скорости часто отменяют в вышестоящих инстанциях.

Проблема заключается в том, что при подобном правонарушении на трассе или шоссе не удается определить конкретное место и момент превышения скорости. Расстояние между камерами фотовидеофиксации за пределами населенных пунктов слишком велико. Нередко оно достигает нескольких десятков километров. Торопящимся по своим делам водителям есть, где разгуляться.

С другой стороны, каждый такой участок дороги из-за своей протяженности может относиться к юрисдикции сразу нескольких территориальных судебных органов. Суды нижней инстанции не могут однозначно определить, как относиться к подобным нарушениям скоростного режима. Верховный суд требует более точного указания места и времени правонарушения. В результате судьи часто встают на сторону автовладельцев.

Противники нововведения

У признания превышения средней скорости официально наказуемым административным правонарушением находятся противники даже в рядах МВД. Они требуют, прежде всего, точно закрепить в КоАП само понятие «средняя скорость».

Движение по трассе может включать остановки и съезды с трассы, благодаря которым установить среднюю скорость автомобиля еще сложнее. Если определенный участок пути преодолен за час без остановок и с остановками, то во втором случае реальная скорость будет значительно выше, чем в первом. Во втором случае привлечение за превышение на 20-40 км/час не будет соответствовать действительности.

Для закрепления в законе необходимо проработать точную формулировку определения средней скорости. На данный момент среди разработчиков КоАП этим никто не занимается.

Повышают ли комплексы слежения безопасность?

В пользу ужесточения административного наказания раздаются отдельные голоса со стороны представителей ассоциации «Око». Они отмечают значительное — до 50% — снижение количества аварийных ситуаций на участках дорог, где установлены камеры слежения.

Однако в МВД эту статистику не подтверждают. Эксперты связывают повышение безопасности с применением инженерных мер — например, наличием отбойников.

Фотокамеры лишь обеспечивают постоянный поток штрафов в региональные бюджеты. Нередко они сопутствуют слишком строгому ограничению скорости за городом.